ВККС РФ Выбрать ККС субъекта
Квалификационная коллегия судей
Кемеровской области

Календарь

  • Пн
  • Вт
  • Ср
  • Чт
  • Пт
  • Сб
  • Вс
    Будущие заседания
    Прошедшие заседания

    Анализ практики

    Отчет председателя квалификационной коллегии судей Кемеровской области за 2014 год

    Отчет

    о работе квалификационной коллегии судей

    Кемеровской области

    за период с января 2013г. по ноябрь 2014г.

    Квалификационная коллегия судей в  настоящем составе (19 человек) была сформирована в  порядке, предусмотренном  ст. 11 Федерального закона «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации»,   на отчетно-выборной  конференции судей Кемеровской области в декабре 2012г.

    В состав коллегии  вошли 12 судей по установленным  законом нормам представительства от судей Кемеровского областного суда, судей  Арбитражного суда Кемеровской области, судей городских (районных) судов, мировых судей.

    В состав коллегии входит также представитель Президента РФ и 7 представителей общественности. До настоящего времени состав ККС  оставался неизменным.

    В отчетном периоде Квалификационная коллегия продолжила работу по реализации в жизнь основных задач, стоящих перед органами судейского сообщества:

    - дальнейшее совершенствование судебной системы и судопроизводства,

    - утверждение авторитета судебной власти,

    - участие в организационном, кадровом обеспечении судебной деятельности,   

    - предотвращение коррупции, с использованием тех полномочий, которыми ККС наделена законом.

    Авторитет судебной власти и эффективность ее деятельности  напрямую  зависят от кадрового состава судей, их профессионализма. 

    Поэтому одним из главных направлений деятельности квалификационной коллегии был и остается  вопрос кадрового обеспечения.

    Отбор кандидатов на конкурсной основе осуществлялся в условиях все возрастающих требований к их профессиональным, деловым и морально-нравственным качествам, с позиции безусловного соблюдения антикоррупционного законодательства. Правильно оценить степень готовности кандидата к столь ответственной и многотрудной работе - первостепенная и очень не простая  часть работы квалификационной коллегии.

    Понимая  важность вопроса  по формированию судейского корпуса при рассмотрении заявлений кандидатов на должность судьи, коллегия  учитывала не только те формальные требования, которые предъявляются к кандидатам на должность судьи (возраст, образование, стаж работы), но учитывала также результаты сдачи квалификационного экзамена,  результаты проверки достоверности документов и сведений о претенденте, его стаж по юридической специальности (в том числе в должности судьи), организаторские способности, деловые и моральные качества,  факты  привлечения судей к дисциплинарной ответственности, упущения в прошлой работе, в том числе судебной.

    Всего за отчетный период было проведено 24 заседания коллегии, где было рассмотрено 326 заявлений кандидатов на должность судьи, что на 15 заявлений больше, чем за прошлый отчетный период (за предыдущий период – 311).

    Были рекомендованы на судейские должности 187 кандидатов, что составляет  (57,4%)  от числа обратившихся с заявлениями кандидатов. (2011-2012 годы – 253 – 84%) 

    Из них на должность судьи

    Кемеровского областного суда рекомендовано - 12 кандидатов,

    Арбитражного суда Кемеровской области - 11 кандидатов,

    Судей городских (районных) судов -  58 кандидатов

    Мировых судей  -  71  кандидат,

    Замещение должности  председателей районных (городских) судов  - 21 кандидат,

    На должность заместителей председателей судов 14 кандидатов.

    139 претендентов не прошли по конкурсу (что составляет 42,6 % от общего числа  заявлений кандидатов), (16% – за 2011-2012г.г.)  

    Соотношение указанных показателей свидетельствует о том, что конкурсный отбор стал более жестким. Вместе с тем,  эти показатели радуют тем, что количество желающих пополнить судейский корпус возрастает, что конкурс как таковой обеспечен, и у квалификационной коллегии судей имеется реальная возможность отобрать наиболее достойных претендентов на должность судей.

    Не смотря на такой высокий процент кандидатов, которым отказано в рекомендации, приятно отметить то, что заключения коллегии о рекомендации на должность судьи в отчетном периоде не обжаловались, председателем областного суда для повторного рассмотрения не возвращались.

    Из всех кандидатов, рекомендованных к назначению мировыми судьями, все претенденты были назначены  на эти должности. Вместе с тем, не все кандидаты, получившие рекомендацию ККС на должности судей вышестоящего уровня, были назначены на  указанные должности.

    Если в 2013г. имело место всего лишь два отказа, то в 2014г. (хотя год еще не закончился), таких отказов уже 10, из них 4 кандидата были  рекомендованы на должность председателей районных судов и получили отказы.

    Безусловно, эти цифры показывают, насколько повышаются требования как к кандидатам, так и к работе ККС, которая обеспечивает конкурсный отбор.

    Здесь есть над чем работать ККС, поскольку наша задача не допустить подобных ситуаций, когда бы кадровая комиссия, Президент РФ усомнились в нашем решении и отказали в назначении тому кандидату, который получил рекомендацию ККС.

    2. Другое важное направление деятельности ККС – осуществление квалификационной аттестации судей.

    Следует отметить, что ККС в данном составе начала работать одновременно с вступлением  в силу Федерального закона № 269-ФЗ от 25.12.2012г., которым были внесены изменения в различные законодательные акты, в том числе в Закон Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации».

    Первое, что сделала ККС во исполнение указанного закона, -  своим решением от 31 января 2013 года привела в соответствиеквалификационные классы всего судейского корпуса Кемеровской области  на 01.01.2013г.

    После того, как Высшая квалификационная коллегия судей внесла соответствующие изменения в Положение о порядке работы ККС, регламентирующие вопросы порядка проведения квалификационной аттестации,  не было ни одного рабочего заседания без проведения квалификационной аттестации судей.

    За отчетный период квалификационной коллегией приняты решения о присвоении  квалификационных классов в отношении 453 судей.

    Решение об оставлении в прежних квалификационных классах принято в отношении  четырех судей.   

     Вопрос о квалификационной аттестации конечно же является актуальным как для самих судей, так и для ККС.

    Проведение квалификационной аттестации, - основная форма участия квалификационной коллегии  в выполнении важной задачи совершенствования судопроизводства через повышение качества работы каждого судьи.

    Следует отметить, что обязательность и своевременность аттестации, комплексная оценка качества работы судьи призваны стимулировать судью к повышению своей профессиональной квалификации, к повышению  результатов судебной деятельности.

    Внесенные дополнения в законодательные акты повлекли за собой новые подходы  как к самой аттестации, так  и к  ее содержанию.

    С этой целью  коллегия ввела  практику проведения аттестации в присутствии аттестуемого судьи, а также председателя районного (городского) суда.

     Это позволило принимать объективные решения, а председателям, судьям увидеть «слабые» места, если таковые есть, своевременно их устранить.

    Хочется сказать, что сроки проведения аттестации, подготовка к ней во многом зависят от председателей районных (городских) судов. Соответственно, и судьи должны правильно понимать суть и значение аттестации и готовиться к ней.

    В связи с этим следует отметить, что зачастую характеристики на судей, представленные в квалификационную коллегию, формальны, в них отражены лишь цифровые данные о стабильности судебных актов, соблюдении процессуальных сроков,  что не всегда объективно  отражает  уровень профессиональных  знаний судьи,  не указываются причины,  по которым отменялись, изменялись судебные решения, не приводится анализ этих причин.

    Имеют место случаи, когда сами судьи, проходя  аттестацию, не готовы к ней, не проанализировали причины отмены, причины нарушений процессуальных сроков, порой даже не готовы  назвать причины, послужившие основанием для вынесения в отношении них частных определений.

    В этом случае судья понадеялся, что раз истек срок пребывания его в квалификационном классе, ему автоматически будет присвоен очередной квалификационный класс. Такой подход недопустим и каждый судья должен осознать это. Только в этом случае можно поднять качество аттестации на новый уровень.

    3. Одним из наиболее важных, и самых объемных вопросов, которые законом отнесены к компетенции ККС, является рассмотрение обращений граждан.

     За отчетный период в коллегию поступило 1145 (за предшествующий отчетный период - 1285) обращения. Это количество незначительно снизилось в сравнении с прошлым периодом.

    Количество жалоб на действия судей общей юрисдикции  снизилось с 1252 до 1136,  на действия судей  Арбитражного суда Кемеровской области  -  с 33 до 9.

    В соответствии с пунктом 2 статьи 22 ФЗ «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» коллегией проведена следующая работа по жалобам.

    На основании пункта 3 ст. 27 Положения о порядке работы квалификационных коллегий судей 467 (за прошлый период - 202) жалобы возвращены заявителям с разъяснением полномочий коллегии, положений закона. Анализ показал, что их авторы не имели четкого представления о компетенции  ККС. 13 (5) жалоб отозвано самими заявителями. Направлено в государственные органы с учетом их полномочий 12 (2).

    Поступило 3 анонимных жалобы. В силу пункта 5 статьи 27 упомянутого Положения они также не должны рассматриваться. Однако если в них содержались факты, недопустимые в работе судьи, то коллегия, придерживаясь позиции Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации, считала и их подлежащими проверке. 444 жалобы и сообщения проверены коллегией самостоятельно.

    При этом в двух случаях ККС в соответствии со ст.22 Закона РФ «Об органах судейского сообщества» поручала проведение жалоб специально созданной комиссии, в которую входили не только члены ККС, но также члены Совета судей КО,  УСД и представители общественности.

    Так, в частности была назначена комиссия по проверке обращения Губернатора, а также жалобы, поступившей из Ростехнадзора и эта информация была продублирована в средствах массовой информации относительно административных дел в сфере промышленной безопасности. Была назначена проверка двух судов – Новокузнецкого районного суда и Рудничного районного суда г.Прокопьевска.

    По результатам проверки ККС  установила, что в действиях председателя Рудничного районного суда г.Прокопьевска имеет место дисциплинарный проступок, в связи с чем был поставлен вопрос о привлечении председателя к дисциплинарной ответственности. Доводы жалобы и обращения в остальной части в ходе проверки не нашли своего подтверждения.

    По второму случаю проверка еще не окончена. Проверка была назначена в связи с поступившей жалобой на недостойное поведение судьи в быту.

     Проведение проверок по 284 жалобам было поручено председателями соответствующих или вышестоящих судов.

    668 обращений (58,3 % от общего количества поступивших) содержали сведения о совершении судьей дисциплинарного проступка, из них  судьями  общей юрисдикции - 660, в Арбитражном суде -8.

    В том числе:

    а) о грубом и систематическом нарушении процессуальных и иных правовых норм  -  450 обращений (67,4 % от количества обращений, содержащих сведения о совершении судьей дисциплинарного проступка), из них, в судах общей юрисдикции – 442,  в Арбитражном суде – 8;

    б) о допущенной волоките утверждалось в 98 обращениях (14,7 % от количества обращений, содержащих сведения о совершении судьей  дисциплинарного проступка);

    в) о признаках коррупционных правонарушений – в 22 обращениях (22% от количества обращений, содержащих сведения о совершении судьей дисциплинарного проступка)

    г) в 85 обращениях  заявлялось о неэтичном поведении судьи при отправлении правосудия;

    д) 13 обращений – в связи с недостойным поведением судьи в быту. В предыдущий отчетный период жалоб на недостойное поведение судей в быту, не поступало.  

    Стабильность    количества жалоб  с одной стороны свидетельствует о    доверии граждан к органам судейского сообщества,  с другой стороны, отражает повышенные требования общества  и государства  к  работе судьи,  его профессиональным  и личным качествам. 

    Анализ  поступивших жалоб и результатов их разрешения показал, что, число признанных обоснованными  от числа проверенных обращений   снизилось незначительно, с 51 жалобы до 46.  

    В этих жалобах говорилось  о несвоевременном изготовлении судебных актов, протоколов судебных заседания, несвоевременном направлении судебных писем, дел в апелляционную инстанцию и эти установлено, что эти обстоятельства соответствовали действительности.

     Доля обоснованных жалоб от общего числа поступивших  составляет 4%, так же как и в прошлом периоде. С учетом конкретных обстоятельств ККС в этом случае указывала на недопустимость подобных нарушений, не привлекая судей к дисциплинарной ответственности.

    При поступлении обращений и жалоб квалификационная коллегия старалась глубоко разобраться в предмете и сути этих жалоб, старалась защитить судей    от   неправомерных   нападок,   в   то   же   время  ККС понимала, что   не   может   быть  либерального  отношения  к  фактам  грубого  нарушения  судьями  закона при осуществлении своих полномочий.

    В ряде случаев председателями судов проверки доводов жалобы проводятся формально, не всегда дается принципиальная оценка установленным фактам, при установлении факта нарушений - не высказывается мнение о необходимости привлечения судьи к дисциплинарной   ответственности, либо отсутствии оснований для привлечения судьи к дисциплинарной ответственности.   Все  это   вызывает  повторные   жалобы заявителей, а также необходимость проведения в ряде случаев повторных проверок, при этом нарушаются сроки проведения проверок. Все это  не способствует  укреплению ни авторитета судьи, ни судебной системы в целом, а также порождает новые жалобы, в том числе и на ККС. На это необходимо обращать внимание, постоянно работать  в этом направлении.

    4. Привлечение судей к дисциплинарной ответственности

    Подавляющее большинство судей соответствуют своему высокому статусу,  профессиональны, добросовестны,  достойно исполняют свой долг и заслуживают   уважения  общества. Тем не менее,  возникают ситуации, когда приходится вести речь о совершении судьями дисциплинарных проступков,  порочащих честь и достоинство судьи, умаляющих авторитет судебной власти.

    Привлечение судей к дисциплинарной ответственности является исключительной прерогативой квалификационной коллегии. Это обстоятельство   накладывает на нее большую ответственность.

    Решая  вопрос о привлечении судей  к дисциплинарной ответственности,   квалификационная коллегия судей  учитывала не только характер совершенного судьей проступка, но и тяжесть его последствий для правосудия,  учитывала, каким образом это нарушение отразилось на правах, свободах и законных интересах граждан и организаций,  учитывала ущерб,  нанесенный авторитету судебной власти, а  также принимала во внимание данные, характеризующие судью.

    За отчетный период в квалификационную коллегию судей Кемеровской области поступило 9 представлений председателя Кемеровского областного суда и одно представление председателя Арбитражного суда Кемеровской области  о привлечении судей к дисциплинарной ответственности.

    Из  поступивших представлений – два были отозваны председателем Кемеровского областного суда  до начала их рассмотрения ККС.

    На что хочется обратить внимание: три представления поступили в отношении  председателей судов (одно из них было отозвано до начала рассмотрения квалификационной коллегией).

    И в отношении одного председателя суда ККС самостоятельно проводила проверку, по результатам которой было принято решение о привлечении этого председателя к дисциплинарной ответственности.

    В отношении указанных четырех председателей ККС установлено  наличие в их действиях дисциплинарных проступков.

    В отношении одного председателя ККС, с учетом характера совершенного проступка, ограничилась обсуждением данного вопроса, в отношении остальных троих председателей ККС приняты решения о привлечении их к дисциплинарной ответственности: в отношении двоих – за нарушение ими требований процессуального законодательства, волокиту, допущенную при рассмотрении дел; в отношении третьего председателя – за  отсутствие надлежащей организации, руководства судом.

    Полагаю, что такая ситуация недопустима, поскольку именно председатель должен являться примером для судей. Насколько председатель суда взыскателен к себе при непосредственном отправлении правосудия; насколько организованно он проводит целенаправленную работу с судьями,  настолько значимее его ведущая роль в отправлении правосудия судом в целом.

    В двух случаях квалификационной коллегией судей Кемеровской области привлекались к дисциплинарной ответственности судьи из тех судов, где привлекались к дисциплинарной ответственности председатели этих судов. Это лишний раз подчеркивает значимость работы председателя суда.

    Основаниями для привлечения судей к дисциплинарной ответственности, как правило, явились грубые и систематические нарушения требований процессуального законодательства и Кодекса судейской этики, недобросовестное и пренебрежительное отношение к должностным обязанностям, повлекшие принятие незаконных судебных актов, умаление авторитета судебной власти, нарушение прав участвующих в делах лиц.

    Всего за отчетный период ККС было принято7решений о привлечении судей (председателей)  судей к дисциплинарной ответственности.

     ККС наложила дисциплинарные взыскания в виде

    - замечания – в двух случаях,

    - предупреждения -  в 3-х случаях.

    В отношении двух судей была принята крайняя мера - досрочное прекращение полномочий судьи: в отношении судьи Арбитражного суда Кемеровской области и в отношении судьи районного суда.

    Оба решения были обжалованы судьями в Дисциплинарное судебное присутствие. Одно решение в отношении судьи Арбитражного суда Кемеровской области было оставлено без изменения, а в отношении судьи районного суда наше решение было отменено.

    Остальные решения о привлечении судей к дисциплинарной ответственности не обжаловались.

    В настоящее время в квалификационную коллегию судей поступило еще одно представлениео привлечении мирового судьи к дисциплинарной ответственности, где ставится вопрос о досрочном прекращении полномочий судьи.

    Приведенные выше цифры заставляют задуматься. Не смотря на то, что количество судей, привлеченных к дисциплинарной ответственности в сравнении с прошлым периодом осталось прежним, следует отметить, что за предшествующий отчетный период не было случаев досрочного  прекращения полномочий судьи.

    Следует постоянно работать над снижением числа таких фактов. Этому должны служить и более тщательный отбор претендентов на судейские должности с использованием современных методов и средств, и активизация работы советов судей и их комиссий по этике, по антикоррупционным вопросам и повседневная требовательность руководителей по соблюдению законодательной и трудовой дисциплины, норм этики и надлежащего поведения, а прежде всего – требовательность каждого судьи по отношению к самому себе.

    5. Согласие на возбуждение уголовных дел.

    Кроме того, за отчетный период в ККС поступило два представления председателя СК РФ о даче согласия на возбуждение уголовных дел. Оба эти представления были удовлетворены.

    Решением ККС от 08 августа 2013г. дано согласие на возбуждение уголовного дела в отношении судьи Центрального районного суда города Кемерово в отставке  Ильина Анатолия Ивановича по признакам преступлений, предусмотренных ч. 4 ст. 33, ч. 2 ст. 291 (в редакции Федерального закона от 04.05.2011 № 97-ФЗ), ч. 3 ст. 30, ч. 3 ст. 159 УК РФ (в редакции Федерального закона от 07.12.2011№ 420-ФЗ), а также решением квалификационной коллегии судей Кемеровской области 31 октября 2013г. дано согласие на возбуждение уголовного дела в отношении мирового судьи судебного участка № 8 г.Белово Кемеровской области Шпирновой Евгении Валерьевны по признакам преступления, предусмотренного ч.3 ст.290 УК РФ (в редакции Федерального закона от 04.05.2011г. № 97-ФЗ).

    Оба эти решения были обжалованы – они оставлены без изменения.

    Соответственно, после возбуждения уголовных дел, квалификационная коллегия судей  удовлетворила представления председателя Кемеровского областного суда и приостановила полномочия действующего мирового судьи, и, соответственно приостановила отставку судьи. За предыдущий период таких обращений не было, уголовные дела в отношении судей в 2011-2012г.г. не возбуждались.

    6. Прекращение и приостановление полномочий судьи

    По решениям коллегии за отчетный период были прекращены полномочия 56  судей и председателей судов, в том числе:

    на основании письменного заявления судьи об отставке ( п.1 ч.1 ст. 14 Закона «О статусе судей в РФ») – в отношении 51 судьи,

    по п.10 ч.1 ст. 14  (в связи со смертью) – 2 судей,

    по п.3 ч.1 ст.14  (в связи с переходом на другую работу или иным причинам) - 3 судей.

    Одновременно ККС даны заключения в порядке ст. 7.1 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» о привлечении судей в отставке к исполнению обязанностей судей на срок до одного года.

    7. Прекращение отставки судьи

    На основании пп. 6, 7 ст. 15 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» по решениям коллегии прекращена отставка одного федерального  судьи. Основанием для удовлетворения представлений о прекращении отставки судей явилось занятие им деятельностью, несовместимой со статусом судьи.

    8. Наряду с этим квалификационной коллегией судей Кемеровской области осуществлялась  и другая работа.

    Так, реализуя рекомендации ВККС РФ по осуществлению государственной антикоррупционной   политики,   коллегия   разработала  и 24.04.2014г. утвердила Мероприятия по профилактике коррупционных правонарушений в судейском корпусе, о выполнении которых мы ежеквартально информируем ВККС РФ, представляющую сводную информацию о работе в этом направлении председателю президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции.

    В обязательном порядке проверяются полнота и достоверность сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых кандидатами на вакантные судейские должности.

    Расширен перечень учреждений, предоставляющих проверочные данные.

    Коллегия осуществляет постоянный мониторинг публикаций в средствах массовой информации о совершении правонарушений судьями.

    Коллегия осуществляла аналитическую работу, обобщая результаты по разным направлениям, сообщая о своей деятельности на официальном сайте в Интернете.

    Признавая важность информационной открытости о нашей деятельности, коллегия считает необходимым расширение форм взаимодействия со средствами массовой информации.

    Ежедневно коллегия вела и ведет и другую объемную и не менее значимую работу.

    Председатель квалификационной коллегии судей           

    Кемеровской области                                                             

    Т.В. Шагарова